14.09.2018

Как в Санкт-Петербурге началось становление подводного флота России



 


 29 августа — дата особенная для всех моряков-подводников. В этот день в 1834 году была испытана первая субмарина в мире. На современную подлодку она не была похожа хотя бы потому, что в движение приводилась вручную. Но конструкция для середины XIX века была настоящим прорывом. Потомственный моряк, капитан 1 ранга Игорь Курдин называет подлодку Шильдера не иначе как «первая ласточка». О невероятной истории создания субмарины и о биографии ее инженера — Карла Шильдера — узнал еще в школе и до сих пор под впечатлением. Подводная лодка перемещалась силой гребцов — четырех дюжих матросов. Никаких дизелей и электродвигателей тогда еще не было. Формой неправильного эллипса и системой гребков аппарат походил на детскую игрушку — уточку. Собственно, механизм этот Шильдер и подсмотрел у водоплавающих птиц. В остальном все было по-взрослому. — Довольно длинные пороховые ракеты калибром порядка 100 миллиметров. Их было шесть по три как бы сейчас сказали — пусковые шахты. Это прообраз современного калибра, — говорит капитан 1 ранга Игорь Курдин. Все это уже немолодой пятидесятилетний генерал Карл Шильдер, ветеран русско-турецкой, польской, Наполеоновских войн придумал для охраны прибрежных крепостей. Никакого отношения к флоту он не имел, но узнав об электровоспламенении пороха и гальванизме, из противопехотного инженера перешел в противолодочные. — Участвовали только те, кто был непосредственно нужен для вот этих спусковых работ все остальные рабочие были удалены. Чертежи лодки нигде не сохранилось, только эскизы. Строили революционную субмарину из 5- миллиметрового цельного железа на Александровском (ныне Пролетарском) литейном заводе, в условиях строжайшей секретности. Летом 1834 года лодка была доукомплектована и 29 августа прошла первые испытания. Там, где сегодня растут спальные районы Петербурга почти 200 лет назад было глухое место. Изобретатель специально предпочел провести первые маневры «без посторонних». За ними и так уже наблюдали — его императорское величество Николай I. Лодка маневрировала под водой и оставалась в погруженном состоянии. Прошли проверку и ракетные установки — впервые в мире был произведен залповый огонь из-под воды. Несколько шаланд на якорях были сожжены дотла. Кроме того, лодка успешно заминировала и подорвала списанный парусник мишень. Шильдеру компенсируют затраты из казны, ведь первый ракетоносец скоростью пол км в час обогнал свое время. Но силовой двигатель и навигация оставались слабыми местами субмарины. Мало того, нужны были усовершенствования и во всех смыслах жизненно важные. — Запаса воздуха для действий в подводном положении лодки хватало только того который был внутри пространства буквально на несколько часов, — рассказывают историки. После очередных испытаний лодку списали. Шильдер сначала выкупит её, чтобы доработать, но позже, не имея средств, продаст на металлолом. Так закончится эпоха инженера-романтика, которая к ХХ веку подарит нам дизель-электрические подлодки. Сегодня треть всего мирового подводного флота приходится на Россию. И заслуга в этом тех, кто еще в ХIХ веке поверил в будущее этого оружия.

К списку новостей